Смотреть фильм Осада Жадовиля бесплатно в 1080p

The Siege of Jadotville

Фильм расскажет о политическом кризисе в Конго, который охватил страну после провозглашения независимости в 1960 году от Бельгии. Долгое время эта африканская страна была колонией и управлялась из Европы, и как только конголезцам дали волю, они устроили у себя на родине дележ власти, переросший в гражданскую войну. В итоге, в 1960 году туда ввели миротворческую миссию ООН, а все бельгийские силы попросили удалиться. Удалились далеко не все, и в 1961 году ирландский батальон, насчитывавший 150 бойцов, попал в осаду трех тысяч французских и бельгийских наемников, работавших на горнодобывающую компанию.. Скажу сразу, мне этот фильм не нравился с момента анонса. Он рассказывал о том, как «добрые» ооновцы противостояли «злым» войскам Катанги, при чем с точки зрения той стороны, сопереживать которой (учитывая, на чьей совести решения, которые привели к эскалации гражданской войны) у меня не получается. Тем более здесь мы имеем дело с весьма темной историей, в которой, скорее всего, не было эпичного противостояния, сотен трупов и т. д. Лично я поддерживаю мнение, что ирландцы просто расстреляли «в молоко» весь боезапас, а потом сдались. И именно по этому (а вовсе не из-за какой-то там «политики») их героизм отказалось признавать их же правительство. В прочем, это лишь точка зрения на тему тех событий. А что же у нас фильм?

Первую треть фильма идет знакомство с главными героями — они беседуют на разные темы, проходят медосмотр, инструктаж и т. д. Минуте на сороковой, внезапно, нападают злые наемники и начинается «экшен», параллельно с которым ирландский полпред Коннор О`Браян пытается понять, что здесь происходит. Ну и естественно, точка зрения начальства сильно отличается от точки зрения наших героев! Ну и, естественно, они отказываются сдаться даже при двадцатикратном превосходстве катангцев в людской силе. Ну, а чем в итоге закончилось — все и так знают.

Наемники к слову изображены, как водится, сволочами расстреливающими собственных солдат и вероломно атакующими «мирный» гарнизон, но интересно не это. Войсками Катанги в этом столкновении командовал спокойный и уравновешенный Жак Шрамм — бывший плантатор, воевавший за Катангу до самого конца. Тут же это какой-то левый француз. Зачем это — непонятно. Видимо, чтобы вместо реальной личности (пусть и давно умершей) впихнуть очередной стереотип. По тактике, они тоже ведут себя странно — большинство наемников в Конго прошло Вторую Мировую, Алжир и Индокитай т. е. были людьми с обширным боевым опытом, но в фильме это никак не показывается. Наемники, за некоторыми моментами, атакуют разрозненными группами и непонятно почему слабо используют тяжелые пулеметы, при помощи которых можно было прижать огнем противника и захватить их практически с ходу. Ну и, как я уже писал, при пятерых раненых в несколько сотен убитых не очень верится.

Не сказать, чтобы фильм не было за что похвалить. Цветовая гамма очень хорошо подобрана, оружие и амуниция правдоподобны, более-менее точно воспроизведена хронология событий, хоть и с одной стороны. Ну и фильм, хотя бы не оправдывает симба, в отличии от советского «Черного солнца».

Вот только лично мне этого мало, потому что никто не берет ответственность за то, что произошло в Конго. За провалившеюся политику «африканской независимости», за то, что давили тех, кто мог реорганизовать бывшие колонии в процветающие государства, за то, что в том же Конго за симба, по сравнению с которыми меркнет даже ИГИЛ (запрещено в России) взялись только тогда, когда они взяли Стэнливиль и обещали сварить живьем всех белых. Но фильм даже не задает таких вопросов.

В прочем, это лишь точка зрения.
. Очень добротный фильм-войнушка. Очень стандартизированный по подаче, но не вызывает скуку, презрение или глумление. Всё четко, по делу. Безусловно только недалёкие люди после просмотра начнут своё традиционное: про политический заказ, про необъективность и фантастичность. Простим же их.

Теперь по делу. Что мы видим и офигеваем в первые секунды? Правильно, главный герой — тот самый «грязный извращенец из „50 оттенков серого“». Но здесь он никого не привязывает и штаны не снимает, а качественно командует (вообще, любопытно, как актера Джейми Дорнана последние пару лет бросает, он например недавно сыграл… чеха в антифашистском „Антропоиде“). Так что в данном случае флаг ему в руки.

Фильм этот безусловно «ирландский». У каждой нации должна быть как минимум одна мифологизированная (в хорошем смысле) победа на поле боя. Так чтобы ее всячески культивировать среди поколений. У больших историко-столпирующих наций это не конкретные бои, а целые большие войны, у небольших, а особенно еще и молодых (несмотря на всю свою «древность», ирландцы как нация — довольно молодая) обычно больших побед нет. Поэтому приходится назначать таковой из тех, которые некоторые даже не замечают.

За все свои 100 лет существования как независимое государство Ирландия особо нигде не участвовала. Если брать обе мировые, то в первой так вообще повела себя не очень красиво, во второй ее роль настолько ничтожна, что можно сказать — её вообще не было. Ну а где потом им себя проявить? Правильно, в рамках ООН где-нибудь. Вот проявили, в тогда ещё будущем Конго (правда, формально не очень хорошо таки проявили, но очень старались, о чем и фильм).

В общем неплохая, а даже хорошая боевая картина про 150 бравых ребят vs сотен всяких местных чуваков, сдобренных наемниками. А те, кто не особо интересуются историей, но что-то слышали, могут тут увидеть например Патриса Лумумбу в самом начале картины (по крайней мере я так понял, что это он), и «короля наемников» Боба Деньяра (ну тут если не он конкретно, то прообраз антигероя явно имеет очень конкретный отсыл), да и печально известного генсека ООН Дага Хаммаршельда (тут уж точно он).

7 из 10
. Уровень патриотизма, в условиях которого снимался фильм
просто зашкаливает, но тут есть чему позавидовать. И пусть все происходящее на экране имеет почерк творчества, начало и конец этой истории вдохновляют, и тут комментарии излишни.

Ирландцы, которые по сути не брали участия в мировых войнах доселе, решают заявить о своей приверженности мировому устою и поддерживают резолюцию ООН по отправки своих «синих» беретов в неспокойную после своей независимости республику Конго. А там злые корпоративные акулы, французские и бельгийские наемники, противостояние внутренних политических сил, и плюс ко всему, мировые державы также играют в злые игры.

Но ничего из этого не волнует определенно настроенных на выполнение своего приказа бойцов, и после одного конфликта в стране, батальон миротворцев оказывается в опасности. При таких скудных ресурсах, далеко не звёздному актерскому составу, удивлен просто, как режиссеру
удалось развернуть такое действие и масштабность.

Пусть фильм в плане истории выглядит сжатым и вырезанным из небольших кусочков, общее впечатление от 
только положительные. Крайне не рекомендую искать результат этой самой осады в открытых источниках, не владея информацией, как все это закончится — принесет вам больше удовольствия от просмотра.
. Очередная игра в большую политику. Вряд ли стоит подробно останавливаться на предыстории конфликта, тем более что она достаточно подробно описана в синопсисе к картине. Впрочем, история довольно запутана, и неподготовленный зритель может просто запутаться во всей этой политической/военной паутине из игр на самых высоких политических постах, в которой ООН и её войска выступили всего лишь разменной монетой. Оказывается уже тогда — более полувека назад эта влиятельная международная организация оказалась беспомощной и практически ничего не могла сделать, кроме как что-либо требовать.

Интересно и весьма оригинально в этом фильме другое: несмотря на рассказанную в предыстории борьбу СССР и США за Конго и её урановые ресурсы дальнейшего развития противостояния между этими двумя сверхдержавами не оказалось. А ведь это классика американского кинематографа, на которой спекулируют до сих пор. Наоборот, показана внутренняя борьба внутри самого «империалистического лагеря» — военного режима Катанги генерала Моизе Чомбе и американского конгресса, французских и бельгийских наёмников против ирландских миротворческих сил.

Эта первая картина ирландского режиссёра Ричи Смита, впрочем получилась она весьма неплохо. Здесь есть всё, что необходимо для зрелищного фильма: захватывающие батальные сцены, крепкое боевое братство, политические интриги и предательство. Не ждите от фильма однозначной концовки, как впрочем, наверное, не будет к нему и однозначного отношения. Тяжелейшая пятидневная осада Жадовиля — небольшого лагеря посреди бескрайних конголезских полей, до последнего патрона, до последнего вздоха, несмотря на предательство собственного командования, и вряд ли им оставался другой выбор. Об этом инциденте долго молчали, вполне обосновано считая его провалом ООН, выживших героев не наградили медалями, но сделали это много лет спустя — лишь в 2005-ом.

Перед съёмками картины и в их ходе создатели и актёры встречались с теми немногими из доживших участников тех событий — ирландских солдат на службе ООН. Напомню, что из 157 солдат во время осады не погиб не один ирландец!, зато сами осаждённые убили около 300 наёмников и несколько сотен ранили. Зато дожило до настоящего времени только 40 (многие умерли молодыми или покончили жизнь самоубийством уже на родине, не выдержав общественного презрения). Консультантом фильма выступил Джон Горман — один из ирландских солдат, сражавшихся в осаде Жадовиля, ныне живущий в небольшой деревушке Хорслип. Много лет он боролся за то, чтобы имена сражавшихся в те далёкие дни 1961 года были реабилитированы, ведь когда они вернулись домой, их заставили чувствовать себя изгоями в армии.

В одном из интервью исполнитель главной роли Джейми Дорнан (комендант Патрик Куинлен) признавался:
.

Все актёры справились со своей задачей просто великолепно, поэтому выделить кого-то особо нет необходимости. Кстати, «Осада Жадовиля» снята по одноимённому роману Деклана Пауэра.

9 из 10
.